В.Л.Райков

 

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОД ГИПНОЗОМ

ЖИЗНЬ В ТАКТИЛЬНОМ КОНТАКТЕ

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОД ГИПНОЗОМ

Корр. - Кто из нас в школьные или студенческие годы не мечтал выучить английский, сопромат, органическую химию во сне? Записываешь все необходимое на магнитофон, включаешь и ложишься спать. А утром о чудо! - и выспался, и все знаешь наизусть... И как же мы были разочарованы, когда чудо не происходило.

Р. - И не могло произойти. Ведь для запоминания необходимо, чтобы мозг, психика работали активно, а не пассивно, как это бывает во время сна. Под гипнозом - дело другое...

Корр. - Но “гипноз” в переводе с греческого ....

Р. - ... Означает “сон”. Правильно. Многие ученые и по сей день полагают, что у человека в состоянии гипноза возникает частичное торможение функций коры головного мозга, т.е. частичный сон. Но это мнение, считавшееся еще не так давно чуть ли не бесспорным, сегодня просто не выдерживает никакой критики. Наши исследования доказали: гипноз вовсе не сон и даже не его “форма”. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить энцефалограммы обоих состояний: они совершенно разные. Попробуйте спящему человеку что-нибудь внушить или скомандовать - в лучшем случае вы его разбудите. Под гипнозом же возможно все то, о чем вы говорили, - выучить, например, английский, научиться рисовать, писать стихи. Впрочем, лучше сказать иначе: не “под гипнозом”, а с его помощью, и не пассивно “научиться” (проснулся и - о чудо!..), а максимально активизировать свои же собственные способности.

Корр. - Значит, если активизировать нечего, если кто-то вообще, абсолютно лишен творческих способностей, то тут уже и гипноз не поможет?

Р.- Да, но таких людей практически нет. Зато не подозревающих о своих талантах - сколько угодно. В гипнотическом состоянии, в его глубокой фазе, эти таланты (или, скромнее, способности) становятся очевидными и могут развиваться. Более того, они сохраняются и после окончания сеанса, закрепляются в так называемой “постгипнотической инерции”. Что это такое? Это интереснейшее явление, открытое нами в результате многолетних исследований. Прежде считалось, что человек полностью забывает все то, что он делал в гипнозе. В принципе он действительно не помнит этого, но если во время сеанса он, скажем, рисовал, то после окончания сеанса он начинает видеть мир как бы глазами художника, а после двадцати-тридцати сеансов он уже и без гипноза рисует так, что его работы можно смело показывать на выставках. Кстати, мы и организовали такие выставки произведений художников, научившихся рисовать под гипнозом.

Корр. - На недавнюю выставку попали лучшие работы, основная масса же картин все же не выдержала “конкуренции”. Значит ли это, что для их авторов занятия в вашей не совсем обычной изостудии прошли впустую?

Р. - Ни в коем случае. У всех без исключения буквально после первых сеансов “вдруг” возникает сильный интерес к искусству, появляется или усиливается желание ходить в музеи, посещать выставки, концерты. Появляется тяга к творчеству, к творческой деятельности. И тут дело даже не в том, что именно делали данные люди под гипнозом - рисовали или играли на скрипке, изобретали “вечный двигатель” или учили английские слова. В период постгипнотической инерции (он длится вначале до пяти дней, а затем может увеличиваться) у них уже в обычном, “бодрствующем” состоянии появляется способность управлять творческим состоянием собственной психики, моделировать его. Причем эту способность можно оттренировать в течение определенного количества сеансов. Человек легко настраивает себя на “режим” наибольшей творческой активности, и тогда у него все легко получается, ему все интересно. Он по-настоящему наслаждается процессом работы и, что очень важно, может легко сконцентрировать внимание только на творческом процессе, “отключившись” от внешних помех. У человека в этот период повышается работоспособность и снижается чувство усталости. Причем, повторяю, работоспособность увеличивается не только по отношению к тому делу, которым он занимается в гипнозе, но и вообще.

Корр. - Состояние, которое вы описываете, очень похоже на вдохновение талантливого ученого или поэта, когда тот тоже работает без устали, у него все получается, он тоже “отключается” от внешнего мира так, что хоть в колокол над ухом бей - не услышит. Состояние, которое вы описываете, очень похоже на вдохновение талантливого ученого или поэта, когда тот тоже работает без устали, у него все получается, он тоже “отключается” от внешнего мира так, что хоть в колокол над ухом бей - не услышит. Но у него это происходит без гипноза...

Р. - Вы правы, такая параллель напрашивается сама собой. И, очевидно, существует специальное состояние сознания, особое состояние психики, когда наши психофизиологические функции, связанные с творчеством, активизируются максимально. Известный со школьной скамьи пример: Архимед был настолько погружен в свои математические расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, в которых находился. Наши испытуемые в глубоком гипнозе, в его так называемой сомнамбулической фазе, тоже этого не заметили бы. Но этот пример, конечно, чрезвычайно узок и не отражает всего сходства описанных состояний. А сходство здесь огромное. Я не знаю более близкого гипнозу состояния психики, чем творческое. И тут, и там - новое видение мира, эмоциональный и физический подъем, мобилизация ассоциативного и интуитивного мышления, фокусировка внимания. Да, как вы верно заметили, творческий процесс вовсе не обязательно включает в себя гипноз, хотя это и возможно. Однако гипноз неизбежно вводит человека в творческое психическое состояние, причем максимально активное. И это чрезвычайно важно и ценно: ведь таким образом перед нами открываются широчайшие перспективы исследований и анализа механизмов творчества - как художественного, так и технического. А что это значит? Значит: мы сможем узнать, как именно рождаются великие открытия, изобретения, неповторимые произведения искусства. И это будет научное знание. На его основе можно будет создавать методики обучения творческому мышлению не только вообще, но и в частности - в любом конкретном направлении - уже без гипноза...

Корр. - Все это только в будущем или уже сегодня есть какие-то результаты?

Р. - К сожалению, говорить о научном знании механизмов творчества пока рано, мы лишь в начале пути. Но кое-какие результаты уже есть, так сказать, побочные продукты. Например, в ходе экспериментов с рисованием под гипнозом нам удалось разработать особый, сверхбыстрый метод обучения основам художественного восприятия тона и цвета. По этому методу можно быстро научить людей рисовать и без гипноза. Те же, кто в наших экспериментах изучал иностранный язык (вначале - под гипнозом), впоследствии благодаря специальной методике смогли ускорить процесс прочного запоминания новых слов почти в двадцать раз. Это, правда, максимальный результат, но ведь и в восемнадцать, думаю, было бы неплохо...

Корр. - Гипноз сегодня - один из методов лечения, применяемый, кстати, уже довольно широко. Существует и специальность врача - психотерапевт, в обязательном порядке требующая владения гипнозом. Но где границы этого владения? Или, может быть, расширять их больше некуда?

Р. - Чтобы лишний раз убедиться, что поведение наших испытуемых не игра, мы провели один интересный опыт. Глубоко загипнотизированному молодому человеку внушили, что он... новорожденный младенец, и его нейрофизиологические реакции тут же стали соответствовать, так сказать, “нулевому” возрасту: детское десинхронное плавание глаз, специальные рефлексы стопы и рук, свойственные только новорожденным. Подобные вещи взрослый человек “сыграть” просто не в состоянии... Таким образом, наш эксперимент лишний раз подтвердил известную гипотезу о том, что человек ничего в своей жизни не забывает, хотя и не все может воспроизвести. Можно даже говорить об особой, бессознательной, физиологической памяти, свойственной человеку, но скрытой в глубоких тайниках. А это открывает перед медициной поистине колоссальные возможности. Представьте себе: мы внушаем, скажем, сорокалетнему больному, что ему двадцать лет (возраст, когда он был абсолютно здоров), внушаем ему это в течение двадцати-тридцати сеансов, и - вспомните постгипнотическую инерцию! - он сперва привыкает чувствовать себя здоровым, а затем и становится таковым. Уже сегодня таким способом можно лечить многие виды неврозов, начальные формы язвы, гипертонии, астмы, болезней сердца. Впрочем, лечит здесь не врач, не гипнотизер - организм сам под воздействием гипнотического внушения лечит себя, мобилизует на борьбу с недугом свои же скрытые силы.

 

ЖИЗНЬ В ТАКТИЛЬНОМ КОНТАКТЕ 

  Предопределив развитие жизни с помощью биологической эволюции, природа, вычленяя и уничтожая слабых и неприспособившихся, должна была создать и существенную форму защиты (и прежде всего биологической защиты) особей, наиболее приспособившихся к условиям среды и наиболее сильных.

     В связи с тем, что живым особям практически не на кого было рассчитывать, кроме самих себя, т.е. особей своего вида, то природа позаботилась об очень интересной форме помощи одного существа другому в виде контактного прикосновения, тактильного контакта. Тактильный контакт определяет и размножение особей, и их популяционное взаимодействие, и их совместную защиту, и их биологическую и социальную стабилизацию.

     Более того, контактное взаимодействие явилось и является существеннейшим механизмом развития всей неживой Вселенной. В каждом физическом теле, атоме, ядре, частице и в каждом химическом соединении содержалась определенная материальная структурная информация, определяющая свойства данной материи, возможность ее изменения, возникающая в результате бесконечной физико-химической трансформации и бесконечного обмена.

     Эволюция человека и животных всегда связана с тактильным контактом касательным, взаимопроникающим контактом. Для высших животных и для человека тактильный контакт насыщен и различным смысловым содержанием, и эмоциональной окраской. Необходимо подчеркнуть, что первичный источник информации никогда не имеет только чисто духовную идеальную форму, а всегда связан с сугубо физическим материальным характером воздействия. Однако человеку свойственна и духовно идеальная форма существования, проявляемая в процессе мышления, и творческого мышления в особенности.

     Различие контактно-тактильного взаимодействия неживой материи и живых существ заключается в том, что при физико-химическом обмене материальной информацией в неживой природе возникает какое-то новое свойство вещества. Живое существо при получении информации иногда стремится сохранить свою физическую, химическую и биологическую стабильность, или даже усилить ее, улучшить, оно оберегает и защищает эту стабильность за счет своей совершенно уникальной способности выбирать, как нужно с той или иной ситуации реагировать и как действовать в связи с этим. тем не менее все-таки любое воздействие на живое существо, любой информационный обмен вызывает какое-то изменение состояния живого существа, влекущее определенные действия со стороны этого существа для защиты или совершенствования своей стабильности.

     Понятие информационного обмена между людьми надо рассматривать гораздо более широко и в плане генетического, материального, интеллектуального и духовного. Он, естественно, гораздо более сложен, чем между животными.

     На любом уровне человеческого общения, особенно на психическом уровне эффекты контакта определяют фактически всю нашу жизнь, все наше и совершенствование, и развитие, всю нашу жизнедеятельность и работоспособность.

     Очевидно, что проблема общения, контакта между людьми, между человеком и средой гораздо более сложная, чем мы это сейчас себе представляем. В данной статье мы специально вычленяем форму сугубо контактного общения. Можно, например, вспомнить, что объект, вызывающий наиболее приятные ощущения, обычно вызывает у человека интуитивное стремление к тактильному контакту. Хочется его действительно потрогать, чтобы получить дополнительный источник положительной информации. максимум положительных эмоций, доступных человеку в период интимной близости, также осуществляется в результате близкого тактильного контакта.

     Можно с определенной уверенностью утверждать, что у человека существует и неосознаваемая символическая форма тактильного общения, и на этой основе развилась целая система и знакового поведения.

     Детальное исследование тактильного общения может внести много нового в психологию общения и в медицинскую психологию в частности. Оказалось, что контактное тактильное взаимодействие между людьми может дать совершенно неожиданную лечебную иллюстрацию уникальных результатов в этой сфере. В исследованиях мы показали, что именно в сфере тактильного контактного общения живых существ, и млекопитающих в частности, сформировался поразительный защитный механизм. И этот механизм защиты и является тактильной контактной формой помощи одного существа другому, эволюционно образовавшийся в условиях близкого физического общения и соприкосновения.

     Когда животное ласкает, облизывает и прижимает к себе своего детеныша, оно не только оптимизирует, поощряет и успокаивает его, но и способствует профилактике и лечению у него различных дисфункций и заболеваний.

     В процессе эволюционного и социального развития и совершенствования человека и потребность, и необходимость в значительном тактильном контакте между людьми все больше уменьшалась. Человеческая личность все больше стремилась к известной обособленности, и это естественное свойство развивающейся человеческой личности и развивавшегося общества. Однако в этом случае лечебные и профилактические возможности контактной помощи и терапии (о которых люди по-настоящему и не догадывались) постепенно редуцировались и исчезали. Исследование возможности целенаправленного реанимирования возможности тактильного контакта при лечении пациентов может открыть новый беспрецедентный вариант превентивной первой доврачебной помощи.

     Исследования, однако, показали, что в ряде случаев тактильного лечения помощь целесообразно осуществлять в комбинации с неглубоким гипнотическим воздействием, что способствует мобилизации концентрации внимания пациентов и углубляет эффект лечебного воздействия.

     Одна из существенных особенностей нашего метода состоит в том, что он не связан или почти не связан с вербальным суггестивным воздействием и осуществляется только тактильно, только прикладыванием рук. В связи с этим метод этот как бы “интернационален”, он легко применим к людям, говорящим на разных языках, и не зависит от языкового барьера.

     Подобная методика имеет еще одно, очевидно, еще более важное применение. Ее можно применять при превентивном, профилактическом воздействии. Нашими многолетними исследованиями было установлено, что наибольший эффект в этом случае имеет место при самых первых признаках надвигающихся болезненных изменений. Воздействие лучше всего осуществлять буквально в первые минуты, при первом появлении боли, допустим, в области сердца или при нарушении ритма сердечных сокращений или при болезненных ощущениях в голове, печени, желудочно-кишечном тракте, суставе и т.д., тогда это дает наиболее успешные результаты.

     Анализируя природу описанного явления, можно предположить, что оно связано с какой-то формой излучения организма. Для того, чтобы выделить, однако, какой именно компонент такого излучения несет эффект курации - электромагнитный, инфракрасный или какой-либо другой, еще не известный тип излучения или их комбинация - для окончательного решения этого вопроса необходимы дополнительные исследования.

     Энергия, выделяемая организмом вовне, при соприкосновении с другим организмом может, естественно, влиять на него. При этом очевидно, что доминирующее значение будут здесь иметь не биохимические процессы (хотя, разумеется и это влияние не исключено, но здесь возникает сильное препятствие в виде кожного покрова, который ограничивает возможности химического реагирования). Доминирующее значение в этом случае будет иметь излучающая форма энергии, связываясь, как уже указывалось, с магнитным, электромагнитным, электрическим, инфракрасным, гравитационным или иными, еще не известными формами излучения.

     Природа этой биоэнергетической активности будет свойственная активно функционирующему нормальному человеческому организму или органу (имеющему возможность продуцировать эту энергию) и возможность воздействовать на находящийся рядом или соприкасающийся живой организм, и тогда дополнительная энергетическая поддержка соседнего организма будет для него, если он здоров, как бы превентивной, профилактической, взбадривающей формой взаимодействия или, если организм болен, то эта биоэнергия от соседнего организма будет иметь лечебное значение, будет иметь лечебный эффект (мы вводим новое понятие) “суггестивного излучения”.

     Очевидно, что можно дать еще одно из возможных объяснений этого феномена. При болезненном изменении организма, его отдельной системы или органа или даже клетки происходит нарушение обменных биохимических и биофизических процессов. Естественно, также трансформируются и видоизменяются, извращаются и, очевидно, в целом ухудшаются показатели излучающей энергоактивности заболевшего участка, что все вместе, в целом, сказывается на понижении получения и потребления энергии по отношению к нормальным обменным процессам и нормальному функционированию и жизнедеятельности.

     Итак, исцеляющая форма суггестивного излучения активно воздействует на пораженный участок тела и резко, практически мгновенно, как бы “вдыхает” энергетическую мобилизацию в пораженный орган.

     Предложенный здесь метод лечения можно также называть и биотерапией или биофизиотерапией, где терапевтическая и лечебная помощь осуществляется живым существом, человеком, или даже иногда животными (как тут не вспомнить поведение кошек, которые иногда сами ложатся на больное место у своих любимых хозяев).

На главную страницу

Hosted by uCoz